Душан Шпинер — Апостольское послание от 20 сентября 2014 года по случаю 35-летия епископской хиротонии

Душан Спиридон Шпинер, епископ Скрытой Церкви, Оломоуц

Возлюбленные сестры и братья,
все, кого это касается,
все, кто чувствует себя причастным,
примите мое апостольское послание и юбилейное благословение!

Шестого октября 1979 года, вот уже 35 лет назад, епископ Феликс Мария Давидек (1921-1988) совершил поставление меня в епископский сан. Я принял апостольское служение в рамках Скрытой Церкви в тогдашней Чехословацкой Социалистической республике (ЧССР). Еще в 50-х годах епископ Рима, Папа Пий XII дал поручение создавать в подполье душепастырские структуры, чтобы свобода в духе библейского послания могла бы распространяться и в условиях антихристианских и антицерковных режимов. На основе этих «мексиканских привилегий» создавались группы и общины, где мы принимали и могли передавать далее епископское и священническое служение. Епископ Давидек, руководствуясь душепастырскими соображениями, рукополагал также женатых мужчин не только в священники, но и в епископы, а также, после молитв и продолжительных, тщательных изысканий и консультаций — женщин в священный сан. Эта ветвь подпольной Церкви, восходящая к Давидеку, насчитывала около 25 епископов, 250 священников и священниц, а также сотни тысяч мирян. Та христианская свобода, которую мы обрели, была, разумеется, соединена со страхом и преследованиями, угрожавшими смертью. И некоторые заплатили за эту свободу своей жизнью. Сам епископ Давидек провел в заключении 14 лет, с 1950 по 1964 год.

25 лет назад в Чехословакии наступили перемены, создалась новая политическая и культурная ситуация. Возник вопрос, как на это должны отреагировать религиозные организации. С этим вызовом столкнулась и Католическая Церковь. В том, что касалось давидековской ветви подпольной Церкви, мы предложили руководству переориентирующейся в новых условиях Церкви учесть наш опыт времен преследований. Церковное руководство, однако, отклонило это предложение. Оно не хотело творческого ответа на новую ситуацию, предпочитая ориентироваться на дособорную Церковь 40-х годов. Действуя в таком духе, оно попыталось удушить те группы бывшей подпольной Церкви, пытавшиеся следовать линии епископа Давидека. После долгого периода коммунистических преследований Скрытая Церковь столкнулась с давлением со стороны церковных институций.

Пять лет назад я писал в послании по случаю 30-летия моей епископской хиротонии: «Я должен трезво смотреть на вещи и смиренно констатировать, что официальная Церковь успешно выполняет программу физической ликвидации молчащей Церкви, позволяя нам вымирать на окраине общественной жизни. В особенности в Словакии это дается ей без особого труда и при поддержке большинства верующих». Не такова ли судьба всех пророчиц и пророков?

Меж тем наметились новые перемены, в которых мы видим действие Святого Духа. «Фонд Герберта Хаага для свободы Церкви» привлек к этой трагедии внимание мировой общественности, открыто вручив 2 апреля 2011 года в Вене давидековской ветви Скрытой Церкви «Премию за свободу Церкви». Со своей стороны, Людмила Яворова, первая женщина-священник и многолетний генеральный викарий Епископа Давидека, а также я, приняли эту награду.

Кроме нас, премию получил исследователь Библии проф. Вальтер Кирхшлегер. Фонд отметил ту  откровенность и широту, с которой он рассматривал наиболее острые проблемы Церкви, из библейской перспективы поднимая острые вопросы современной церковной практики и раскрывая перспективы дальнейшего развития Церкви. В своей торжественной речи Кирхшлегер размышлял об образе и практике Скрытой Церкви и назвал ее действия пророческими — ввиду того, что в контексте христианской проповеди новозаветное время не знало «священников», и служения передавались вне зависимости от пола и материального положения.

К вручению премии Фонд приурочил публикацию книги «Преданное пророчество. Подпольная чехословацкая Церковь между Ватиканом и коммунизмом». Ее авторы, а их около двадцати, показывают, как Скрытая Церковь отвечала на вызовы своей эпохи, так что она могла бы сейчас стать откровением для всей Католической Церкви. Тем не менее, это было «преданное пророчество», преданное не политическим режимом, но собственными церковными властями.

Этот международный резонанс является для нас огромной поддержкой на пути в будущее. При этом мы хотели бы, чтобы прежде всего не было забыто следующее: свобода, которую мы обрели в силу «мексиканских привилегий», была не подарком, но поручением епископа Рима. Исполняя Петрово служение, он «воодушевлял своих братьев», призывая их в трудных обстоятельствах на свою ответственность следовать жизни церковной общины и передавать это служение дальше. Это не было «даром» свободы, речь шла о признании свободы, которую дает Евангелие.

Но разве то, что возможно с евангельской точки зрения, является лишь временным? Эта свобода и сегодня служит нам целью апостольства в новых политико-культурных реалиях, продемонстрировавших крах пасторских подходов, которые наше церковное руководство избрало в процессе перемен четвертьвековой давности. Мы не допустим, чтобы у нас отняли эту свободу. Мы не дадим убедить себя, что она была лишь временно одолжена нам в качестве особой милости. Разве мы еретики, предавшие веру, или преступники, просящие об амнистии? Разве слушание голоса Бога в трудной исторической ситуации может быть поставлена на одну ступень с послушанием церковному начальству? Разве может какой угодно авторитет на свете обратить вспять и заставить забыть пророческие открытия Скрытой Церкви?

Возлюбленные сестры и братья, эти вопросы волнуют меня в эти дни, когда я с чувством признательности и с уверенностью встречаю 35-летие моей епископской хиротонии. Я прошу вас не сходить с пути, по которому мы вместе пошли. В следующие годы мы вместе углубим то, что нам вновь помогла осознать эта награда и связанный с ней международный резонанс. Как мы можем далее раскрыть перед Церковью 21 столетия пророческие откровения Скрытой Церкви? Что такое обновление церковного руководства? Какой смысл кроется в апостольском преемстве? Что значит утверждение, что аргументы церковного начальства против женского священства оказываются основанными на идеях, богословски устаревших? Как мы можем способствовать библейскому пониманию ординации и апостольского преемства, которое будет заметно в мировом движении и сможет добиться признания?

Но мы хотели бы не рассматривать эти вопросы лишь теоретически, но в группах и общинах следовать синодальными путями, будучи верными пророческому духу епископа Феликса Марии Давидека. Мы верим, что епископ Рима и впредь будет исполнять Петрово служение и «воодушевлять своих сестер и братьев». Будем же и мы ободрять его. Общее Петрово служение является частью совместного священства всех верных.

Возлюбленные, я призываю вас благословить друг друга в духе этого общего Петрова служения. Благословите пожалуйста и меня, и примите мое апостольское юбилейное благословение!

Ваш

+ Душан

Оломоуц, 20 сентября 2014 года