Симпосий

Симпосий (греч. symposion — пиршество), пирушка, попойка, организуемая, как правило, после совместной трапезы. Наряду с письм. источниками детальное представление о С. греч. античности можно получить из рисунков на вазах. Участники увенчивали себя цветами. С. открывался жертв, возлиянием, под предводительством симпосиарха пирующие развлекались пением (застольная песня — сколион), разгадыванием загадок и интеллектуальными играми. В увеселениях участвовали гетеры, танцоры и мимы. Платон в литературной форме описывает С. В диалоге «Пир» он обсуждает суть любви, эроса. Излагаемый им взгляд на любовь как на свободное от вожделения стремление к духовно прекрасному ныне принято именовать «платонич. любовью». Лит. жанр С. в последующие столетия развивался греками и римлянами (Ксенофонт, Плутарх, Лукиан (сатира), Петроний (пародия), Макробий и др.).

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

Симпосий (σύμποσιον) — у древних греков званый пир, отличавшийся от обыкновенного δείπνον (обеда) тем, что на С. приглашались гости, тогда как обед происходил в кругу семьи или в общественных столовых. От обеда С. отличался еще и тем, что за обедом вино обыкновенно не подавалось, тогда как С. начинался с того, что приносились вино и цветы и исполнялся пэан. С. проходил в разговорах, музыкальных и орхестических развлечениях (причем плясали и пели наемные лица), играх и разного рода забавах. Живое описание подобного С. мы имеем в дошедших до нас под именем С. сочинениях Ксенофонта и Платона. Главным удовольствием С., как указывает самое имя, была попойка, которая нередко заканчивалась оргией, ввиду чего С. в Спарте и на Крите были запрещены. Вино на С. всегда смешивалось с водой (обыкновенно, холодной), так как питье вина в чистом виде считалось варварством; при этом воды бывало больше, чем вина (обычная пропорция воды к вину была 3:1 или 3:2). Участники С. возлежали на ложах, увенчанные цветами. Избирался особый председатель пира (συμποσιάρχος или βασιλεύς), определявший, в какой пропорции смешивать вино, сколько пить и из каких сосудов. Семейные женщины в С. участии не принимали: это право было признано только за гетерами. Ср. Becker-Göll, “Charicles” (II т., 335 сл. Б., 1879); Mahaffy, “Social Life in Greece” (гл. 9, Л., 1889); Smith, “Dictionary of Greek and Roman antiquities” (II т., стр. 740 сл., Л., 1891).

Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.