Патриотизм

Важное для меня о патриотизме и прочем, отчасти то, что я давно хотел сказать, но все не случалось. Не удивлюсь, если будут те, кто не согласен, но спорить тут мне не интересно, это действительно существенные для меня вещи. Немного нервно, но:

Я не патриот, мне омерзителен патриотизм во всех его формах, мне кажется глубоко ложным понятие Родины (обучавшиеся в советской школе помнят, вероятно, различие между родиной в узком смысле, писавшейся с маленькой буквы, и Родиной с прописной, идея которой всегда казалась мне несколько бредовой). Я не понимаю, почему привязанность к знакомым с детства местам (а я родился в Москве, и моя Москва сейчас не существует больше, она уничтожена и осталась только в моих воспоминаниях и снах) должна сопровождаться любовью к территориям, где я никогда не был и не буду, скорее всего, от Восточной Пруссии до Камчатки. Территорий, которые игрой случая оказались в составе государства, паспорт которого я имею в настоящий момент. Я никогда не выбирал российского гражданства, как и никакого другого, оно было мне навязано при рождении, и отказаться от него я, скорее всего, в ближайшее время даже не смогу, поскольку существуют конвенции о ликвидации безгражданства. Я не участвовал в их выборах никогда в жизни, надеюсь, что и дальше не придется, за действия “своего” государства я чувствую не большую ответственность, чем заключенные лагеря за действия администрации. Мне кажется нелепым извиняться за их мерзости, и я с легкостью отказываюсь от их достижений, это не мои мерзости и не мои достижения. Я верю, что в наши дни оскомину чувствует тот, кто ест кислый виноград, и каждый умирает за свое беззаконие.

Если вдруг это все же кому-то важно, я считаю для любого человека возможным относить себя к той этнической группе, к которой он считает себя принадлежащим (если он продожат осознавать себя индивидуаностью, не частью группы), и мне, например, не кажутся смешными те, кто в рамках переписи населения отнес себя к эльфам (не более смешными, чем те, кто записал себя русскими, ну и если они действительно чувствовали себя относящимися к эльфам), поскольку очевидно, что нет хорошего способа определения этнической принадлежности – если мы не доходим до Нюрнбергских законов и измерения черепов, конечно. Да, существует некий культурный континуум, и чем дальше культура, тем сложнее за разумный срок вполне отождествить себя с ней – но возможно порождение не менее интересных креольских культур.